Меню
Блог
Учителю  /  Информатика  /  Полезные материалы  /  “Автоматизированный” урок против “обычного”. Разбор полетов.

«Автоматизированный» урок против «обычного». Разбор полетов.

Скачать статью в pdf формате

Давайте сравним обычный и автоматизированный урок информатики с использованием компьютерных технологий, выявим их преимущества и недостатки, а так же выделим конкретные факты, позволяющие оценить насколько один урок отличается от другого.

Стандартный автоматизированный урок, как и обыкновенный, начинается с приветствия учащихся и организационного момента. Т. е. учитель приходит в класс здоровается, объявляет тему урока и рассказывает, как будет проходить урок, за что учащиеся получат отметки. Обычно все ученики получают отметку за урок. Отметка выставляется не только по теории, а как совокупная отметка за теорию и за практику. Заметьте, сам факт того, что ученики уже знают, что будут работать на конкретный результат, мотивирует их к предстоящей работе.

Как видим, пока различий с обыкновенным уроком нет.

Следующий этап — вводный контроль или проверка (зачастую она выступает и актуализацией знаний учащихся). Здесь я применяю компьютерное тестирование, которое позволяет нам за короткий срок качественно проверить знания всех учащихся. Это занимает примерно 5−10 минут, в зависимости от количества вопросов в тесте. Сам же тест ограничен по времени, поэтому здесь затратить более 10 минут урока никак не получится.

Написание тестов

При стандартном опросе за это время мы сможем задать максимум по одному вопросу каждому ученику, но зато выслушаем его мнение. А оценить их старания будет довольно сложно, т.к. оценивать по одному вопросу, я считаю, не имеет смысла. Мы видим только ориентир. Если будем задавать больше вопросов — потратим гораздо больше времени. Как видим, тестовая проверка более качественная, т.к. в ней мы задали 10 вопросов каждому и потратили на это не много времени.

При этом заметьте, учителю не нужно спрашивать, оценивать, что-то выдумывать. Нужно просто временно внести результаты теста в электронный журнал или просто использовать для дальнейшего оценивания результаты теста, полученные в таблице.

Примерно 7 минут при этом учитель совершенно свободен и может потратить их на продумывание возникающих по ходу особенностей. При этом мы можем значительно повысить накопляемость отметок (не пугайтесь у нас десятибалка).

накопляемость отметок

Далее идет этап формирования новых знаний или закрепления уже имеющихся.

В стандартном уроке учитель начинает рассказывать, рисовать на доске таблицы, использовать презентации, отвечает на возникающие вопросы.

Согласитесь, что здесь довольно сложно определить: сколько времени понадобится на объяснение, не уйдет ли оно в сторону, не упустим ли мы некоторые ключевые моменты, будет ли оно достаточно наглядным.

Все это спорно и для автоматизированного предоставления учебного материала с помощью видеоурока. Но здесь мы точно знаем время объяснения, точно не упустим ключевых моментов, точно не уйдем в сторону при объяснении.

Почему? Все очень просто. Когда мы записываем видеоурок, мы не надиктовываем все сразу, мы можем нажать на паузу и продумать дальнейшую фразу, при необходимости можем заменить неправильное выражение. Все это позволяет нам избежать некоторые вышеназванные пункты.

Видеоурок — это фрагмент готового объяснения на 7−12 минут. Далее, конечно же, при возникновении вопросов после просмотра видеоурока, мы отвечаем и поясняем некоторые моменты. В видеоуроке мы можем намного нагляднее показать работу прикладных программ, т.к. имеем больше инструментов для этого.

Видеоурок на уроке информатики

Заметьте опять, насколько легче учителю. Он снова получает примерно 10 минут свободного времени, которое может потратить, например, на подготовку следующего этапа, практической работы. Или вовсе разделить учащихся на группы и, пока одна из них получает теорию (видеоурок), со второй заниматься практикой или беседой по теме.

Далее идет практика. Вот этот этап мало чем отличается от стандартного. Разве что после более наглядного объяснения у учеников возникает меньше вопросов. Мы выступаем в роли консультантов, помогая ученикам в непонятных моментах.

Но здесь очень важным является то, что используя современные компьютерные технологии, в частности программу NetOpSchool, мы получаем шикарные возможности по управлению со своего рабочего места. Экономим время на перемещение, более наглядно указываем на ошибки и при необходимости со своего компьютера можем их исправить, можем общаться в аудио, видео или простом чате. Ну и естественно мониторить работу учащихся на всей её протяженности и таким образом уже представлять, кто на какую отметку работает.

Отметка выставляется каждому ученику как среднее арифметическое от отметки за тест и отметки по практике. Иногда, если тест включает в себя практические вопросы, я просто добавляю бал к отметке за тест за хорошо выполненную практическую работу. Хотя в любом случае, как не крути, получаем среднее арифметическое, как и в предыдущем случае (ведь «добавление бала» это то же самое среднее арифметическое, только сама фраза больше мотивирует учащихся к выполнению практики).

Очень часто уставшие на предыдущих этапах урока учителя во время практики «халявят» (я никого не осуждаю, сам такой, здоровье важнее), т. е. типа я вам объяснил, дальше сами разбирайтесь, кто не понял, я не виноват. Ну, пусть не все время, но частично мы чувствуем себя свободными на этом этапе, хотя это мы можем объяснить как педагогический ход.

Задаем домашнее задание. Здесь отличий нет. Разве что ребятам интересно получать «домашку» в виде сообщения на компьютере, которое мы можем отправить с помощью программы NetOpSchool, а не просто написать его на доске.

Итак, что мы получили в итоге? Какие основные выводы?

На мой взгляд, автоматизированный урок с использованием компьютерных технологий имеет ряд преимуществ:

  • Урок не стандартный (не такой как все остальные уроки) — а значит уже интересный!
  • Быстрая качественна проверка знаний.
  • Четкое, наглядное (легкое для учителя) предоставление нового учебного материала.
  • Нестандартные формы мониторинга и контроля в сети, вызывающие интерес.
  • Все ученики знают, что получат отметку — работают на результат.
  • Учитель освобождает себе около 20 минут урока, что позволят избежать перегрузки и провести наиболее важные этапы (такие как практика) более продуктивно.

А что Вы думаете по этому поводу?

Обязательно напишите Ваши выводы, критику, дополнения или просто мнения в комментариях к этой статье. Спасибо за внимание.

Скачать статью в pdf формате

Сохранить у себя:

Комментарии 94

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или на сайт

Василий, 07.08.2010 19:37
Всё просто супер.
   Но я хочу всё же покритиковать.
   И СанПиН здесь ни при чём. В санитарных правилах и нормах указано 25 минут НЕПРЕРЫВНОЙ !!! работы учеников за компьютером http://zakon.nau.ua/doc/?code=v0009588-98 (это ссылка для всех, кто задаёт подобные вопросы, не читая нормы) Можно провести перерыв с упражнениями для глаз, и снова сесть за ПК на 25 минут. Хотя я делаю иначе. У меня на практике нет строгой дисциплины, потому что задания составляю для всех учеников разные, списать и подсмотреть невозможно. Вот и выходит, что ученик сам по себе отвлекается по разным причинам от работы за ПК, и непрерывно даже 10 минут не работает.
   Но я о другом. В Вашей статье неоднократно упоминается, что при таком типе урока высвобождается драгоценное время учителя. А теперь давайте подсчитаем сколько времени понадобится, чтобы подготовить такой урок.
   
   (сужу из своего опыта, поэтому простите, если что не так)
   - Создать продуманный и качественный видеоурок, чтобы не стыдно было и детям показать и коллегам предложить 2-3 часа.
   - Создать разновариантные тестовые задания. Именно разновариантные, а не всем одно и то же. Или же с избытком вопросов, то есть, чтобы из 50-60 вопросов каждому учащемуся случайным образом предлагалось 10-12. - это ещё пару часов.
   - Разработать практические работы (распечатки, электронные варианты, или разместить на своём сайте) И тоже обязательно разновариантные задания, чтобы исключить списывание и копирование, которое обязательно будет при одинаковой практике, когда учащийся со своего рабочего места прекрасно видит и соседние тетради и соседние мониторы - ещё как минимум пару часов (если продумывать а не "халявить").
   Выходит, что я, для качественного проведения такого вот "автоматизированного" сорокапятиминутного урока должен потратить 6-7 часов своего времени, чтобы на уроке "полентяйничать" минут десять-пятнадцать.
   Мне могут возразить. Мол, ну и пусть, постараешься один раз, и готов урок для всех времён и народов. Так не бывает. Лучшее - враг хорошего. Мне постоянно в моих уроках что-то не нравится. Я постоянно что-то меняю и переделываю. То что-то новое добавляю, то что-то ненужное удаляю. То программа меняется (количество часов и прочее), то вышла новая версия программного обеспечения, то еще что-то... Информационные технологии не стоят на месте, и через год-два обязательно что-то в моих видеоуроках будет не на должном уровне, даже если я поначалу и был всем доволен. Вон, раньше презентация в PowerPoint считалась верхом совершенства, а теперь вот видеоуроки...
   Выходит, что я просто обречён для создания качественного "автоматизированного" урока заниматься "педагогическим мазохизмом", как сказал господин Шестопалов Е.А.
   Но Вы всё же правы. Уроки такие несомненно нужны. И, насколько я понял, Вы ратуете за самостоятельное создание таких уроков учителями. Вот только не нужно заниматься самообманом на счет экономии времени и сил. Подготовить такой урок - очень трудоёмкий и длительный процесс. Я рад за Вас, если Вы всегда находите для этого время и силы, невзирая на нищенскую зарплату учителя. У меня так получается далеко не всегда. :)
Проект Видеоуроки

Во многом с ВАми согласен. Не так то все и просто.
   Но есть темы, например программирование, информация, системы счисления, теория которых вряд ли поменяется в ближайшее время. Поэтому созданные видеоуроки по этим темам будут служить добрую службу их создателям.
   А для тех, кто не хочет заниматься пед мазохизмом есть готовые решения.
   Это всего лишь один из дополнгительных вариантов, который появился совсем недавно и по которому не придумали и не написали еще книжки. Все равно каждый человек выбирает для себя собственный способ работы

Татьяна, 28.03.2010 19:33
Здравствуйте Дмитрий! Я уже год наблюдаю за развитием Вашего сайта и наполнением учебного материала. Актуально и очень необходимо как для учителя, так и для ученика. Хотела бы использовать Ваши наработки в своей деятельности, но для использования Вашего продукта мне необходима ссылка на автора. Скажите, пожалуйста, имеете ли Вы на свои разработки рецензии городского, окружного либо другого органа образования? И еще вопрос. А как с ТБ на уроке? Если по СанПинам, то учащимся старших классов самое большое 20 мин. работать можно за ПК? Извините, если вопросы не совсем Вам по вкусу!
Проект Видеоуроки

Спасибо.
   Насчет рецензий, разработка Основы веб-конструирования рекомендована министерством образования РБ. Все остальные свои проекты я рекомендую как доп. материал, который учитель может использовать так как ему удобно.
   А по поводу ТБ на уроках, посмотрите пожалуйста чуть ниже в комментариях. Эта тема уже обсуждалась.

Анна, 28.02.2010 15:31
Дмитрий, я влюблена в ваши уроки. Заимствую идею, разрабатываю свои уроки. Кстати, поднимаюсь в глазах коллег и руководства. Они берут с меня пример, уважают и прислушиваются. Я молодой учитель, год назад закончила институт. И как современный человек, понимаю необходимость перехода от нынешней системы к новой. Но судя по некоторым отзывам, понимаю, что люди относятся к прогрессу без энтузиазма. Уважаемые учителя, ну как же вы не понимаете, что вам в руки попала волшебная палочка, а вы говорите "нет, мы будем проговаривать язык до мозолей". Из личного опыта, раньше мы с детьми успевали за урок усвоить с натяжкой одну тему, так как постоянно требовалась индивидуальная консультация для каждого, что отнимает кучу времени. А сейчас любой ребенок может просто посмотреть еще раз, без лишних вопросов, а за урок мы успеваем иногда 2 -3 темы. Ведь это просто чудо. А учителям что-то не нравится. Умом Россию не понять... Странные мы какие-то. Короче, спасибо огромное за вашу работу!
Проект Видеоуроки

Спасибо, Анна.
   Просто многие люди уже годами наработали систему, от которой не решаются отказаться, возможно даже чего то боятся или просто не хотят ничего менять.
   Но очень хорошо, что не все поступают именнота. Многие просто понимают свои собственные выгоды и выгоды образовательного процесса, пробуют что-то новенькое и больше никогда не отказываются от этого.

Николай, 25.02.2010 10:37
Здравствуйте Дмитрий.
   Ваша работа это конечно огромный труд. И не сомневаюсь, что многим пользователям сети он помог. Лично для меня Ваши уроки служат как эталон с которым можно сравнить свои собственные. По крайней мере можно, что то повзаимствовать, с чем то не согласится. Даже в этом плане есть огромные плюсы. А использовать видеоуроки или нет это дело каждого учителя. Кстати именно из ваших видеоуроков я познакомился с программой MyTest. Вот уж инструмент так инструмент! Причем бесплатный. Дмитрий почему бы на вашем сайте не разместить ссылку на сайт программы MyTest? Программа развивается и пользователи Ваших видеоуроков смогли бы внести в развитие программы посильный вклад.
Проект Видеоуроки

Спасибо. Сделаем.

Лариса, 17.01.2010 00:21
Дмитрий, добрый день!
   Интересуют видеоуроки по сварке, материаловедению, электротехнике для профучилищ. Может быть кто-то уже создал такие или все-таки лучше самой приобрести обучающий курс и разработать уроки самой с нуля
   С уважением, Лариса
мари, 14.12.2009 22:26
Здравствуйте, Дмитрий! давно слышала о ваших видеоуроках, и наконец-то решила посмотреть -):
   Пока большое спасибо. Но думаю, когда-нибудь попробую сама создавать. Главное, разобраться "как это делается"... Спасибо
Проект Видеоуроки

Спасибо :)
   А если захотите научиться делать видеоуроки без лишних поисков и усилий. то могу предложить Вам специальную разработку по технлогии создания собственных видеоуроков в домашних условиях

Ася, 26.11.2009 15:44
Спасиб, Дмитрий! Моим ученикам очень нравится, когда я включаю в содержание урока ваш вилеоматериал. Они уже знают ваш голос, с удовольствием вас слушают, и все понимают. Редко, когда приходится что-то повторять.
Лариса Викторовна, 24.11.2009 17:54
Дима, вы интересно рассуждаете. У вас своеобразный подход. Мне нравятся ваши видеоуроки. Они логически хорошо помтроены. Если вам интересно то, что я скажу, то мне интересны разного рода инновации. Но я стараюсь использовать разнообразие. А если на уроках будут только видеоуроки, то не кажется вам, что это тоже будет похоже на "взятие измором", но другим методом, а по сути одним и тем же - однообразием? Брать измором можно ведь по-разному. Вернее, учитель отдыхает, а дети берутся измором и может даже будут скучать по живому слову учителя на информатике.
    Но это мое мнение, а вы как человек не консервативный принимаете любое мнение?
    А, еще момент. Хочется уточнить. Не бывало у вас такого, что ученики просмотрели видеоурок, половина не поняли о чем речь, и вам приходиться им объяснять все опять. То есть так вы бы объяснили один раз и потратили на это время, а так время потратилось на просмотр видеоурока и еще на ваше повторное объяснение? Спрашиваю, потому что метод интересный и интересны его стороны.
Проект Видеоуроки

Да я не то что принимаю Ваше мнение. Я полностью с ним согласен.
    Вот вопрос. Много ли у нас возможностей для разнообразия? И готовы ли мы чисто физически регулярно применять на уроках. Давайте смотреть на вещи реально. Если у нас 2-3 урока в неделю, то почему бы и нет. Можно идеально все подготовить, подготовить все нужные демонстрации, все рассказать от корки до корки и наглядно показать, выложиться на уроке по полной. Но когда у нас 36 часов и каждый день по 7 уроков - от такой работы и ног не притянешь.
    И еще. Таких наглядных инструментов как в видеоуроках нет ни в презентациях ни тем более на доске, с помощью которых можно наглядно показать работу в прикладных программах или просто использовать при объяснении.
    Кто мешает нам интересно преподнести вступление, а затем сказать, что этот секрет будет раскрыт в видеоуроке. Ведь, поймите, многие воспринимают моё направление работы как тупое использование видео без участия учителя.
    А я говорю о том, что именно учитель - главная фигура на уроке. От него зависит то, насколько внимательны будут дети во время просмотра видео.
    Я говорю о разнообразии внутри урока. Т.е. учитель рассказал, видеоурок, тест и т.д. Именно смена деятельности внутри урока не дает уроку стать не интересным и рутинным.
    И еще один ОГРОМНЫЙ плюс - на других уроках этого нет.
    При такой форме работы (если все правильно делать):
    1. учителю легче
    2. детям интереснее
    Все.
    Насчет второго вашего вопроса. Подумайте Не бывало ли у вас такого, что ученики прослушав объяснение, половина не поняли о чем речь, и вам приходиться им объяснять все опять. Уловили.... ? Я хочу сказать, что это было и будет всегда и везде при любой форме работы на уроке, как бы мы, учителя не выкручивались.
    Но в моем случае у меня есть два варианта: объяснить самому или предложить повторный просмотр не понятой части, причем можно скинуть это объяснение на флэшку для самоподготовки дома.
    Естественно, первый вариант будет надежнее и быстрее, но все таки
    лишний вариант никогда не помешает.
   

Матанат, 19.11.2009 20:18
Мои ученики с удов-м идут на урок информатики.Они знают .что опять что -то интересное их ждет.Иногда я начинаю об-е урока и продолжаю ВАшими видео уроками.И ученики уд-ся совподением...Вот так.И за это Вам огромное спосибо!!!!!!!!!
Ирина, 16.11.2009 13:13
Спасибо за уроки. Это очень подходит для проведения уроков в классах-комплектах.